Работаем сохраняя традиции и технологию производства Вятского капового промысла.
Работаем сохраняя традиции и технологию производства Вятского капового промысла.
Каповый промысел один из старейших в России. Он бытует только на территории в Кировской области. Первое письменное упоминание о нем в начале 18 века, в эпоху Петра 1. Оно в письме вятского архимандрита к государыне Екатерине, где он пишет, что посылает ей 12 чаш каповых. Значит, уже существовала при монастыре мастерская, где вятские искусники изготовляли чаши, ендовы, ковши. Именно здесь, живя среди лесов, мастера оценили особые наросты на березах, научились их находить, придумали технологию приготовления этого ценного материала, стали создавать красивые, прочные вещи.
В начале 19 века появилась и стала широко востребована каповая шкатулка, разнообразных красивых форм, с деревянными шарнирами и скрытыми тайниками.
Ценная узорчатая древесина – капа при распиловке имеет причудливую текстуру в форме разводов, при пропаривании и сушке приобретает янтарный или нежно-коричневый цвет.
Поскольку, древесина все разной величины и разной текстуры, то эти факторы определяют форму предмета. Это может быть шкатулка- квадратная, прямоугольная, овальная чаша, или письменный прибор, или подчасник и т.д. Текстура и цвет древесины на всех деталях должен совпадать. Кроме того в промысле есть свои особенности, наработанные в процессе развития промысла. К примеру, каповая шкатулка, должна иметь внутренние деревянные шарниры, не нарушающие целостность внешней стенки изделия.
Вторая особенность, доставшаяся от предков, это «секреты» или тайники, расположенные в основании, в крышке или в стенках изделия.
Наши мастера владеют этой «деревянной автоматикой» и могут создать изделие с множественными секретами.
Образцы вятских предметов из капа представлены в запасниках Русского музея в Санкт-Петербурге, в Всероссийском музее Декоративно-прикладного и народного искусства в Москве, Вятском художественном музее им. В.М. и А.М. Васнецовых и в Кировском областном Краеведческом музее.